Отзыв на фильм "Сказка для старых" (режиссер Роман Михайлов)


Снимать фильм для конкретного адресата – накладно по времени. Дел в кино много, масштаб трудозатрат впечатляет – такой работы может хватить, чтобы добраться до Неба. Писать отзыв лучше сразу для Неба. Здесь работы всего на пару дней, и времени в смыслы преобразуется слишком мало – адресата не впечатлить (это еще при условии, что текст дойдет). Наше занятие оправдывает только открытый нам метод. Не что и для чего, а то, как, каким образом мы пишем этот отзыв. Наш небольшой (в сравнении с фильмом) текст – это дань, жертва, посвящение своего времени и внимания девяти богам, девяти планетам, в выходе на контакт с которыми возникла счастливая необходимость. Спасибо за нее автору фильма. Автор отчасти живет в мире карт. Но карт в твоем жару слишком, слишком много, они движутся грандиозным, нескончаемым потоком, превращаются в числа, превращаются в бесконечность, и эту бесконечность уже никак одним сознанием не охватить. Ощущение обратное клаустрофобии, и атакующее не слабее. А вы знакомы с Большими Картами? Их девять. Мы им служим, чтобы быть свободными от них.

Раху

Что может понравиться в фильме


Деятельность, которую мы ведем в картах, подчиняется правилам (разум). Так создается иллюзия контроля над иррациональным, и без этой иллюзии человечество как вид просто не выжило бы. Без этой иллюзии невозможно требовать лучшее качество в деле – и от себя, и от других. Рациональная форма выжимает из реальности требуемое число смыслов-карт. Затем – требуемое качество. Так карта творит реальность, заставляя забыть об иллюзии этой реальности. Тем не менее реальность должна быть качественной. Сказка должна быть качественной. Сценарий должен быть качественным.

О чем фильм? Дурацкий вопрос.

О чем может быть раздача?

Появление карты – это, по факту, совпадение, чудо. Совпадение дает мощный импульс жить. Появление карты – это предостережение. Она обращает внимание на то, что ведет к выходу из игры, помогает избежать смерти, превратить личное время в личные смыслы. Это то, что позволяет жить.

Пустота приходит как карта. Но это только ощущение, иллюзия пустоты: когда мы поймали через карту Абстрактное, мы наполняемся Им. Мы реально пусты, только если пусты наши ловушки, если мы не сумели выманить Дух.

Карты – это наш инструмент, наша сеть, наши ловушки, наша ипостась охотников-собирателей независимо от ступени экономической эволюции, это то, что нам вручили, чтобы мы всю свою жизнь, всю жизнь своего человеческого вида, охотились на Абстрактное. Карты освобождают от привязанностей, показывая пустоту происходящего вокруг. Дух веет где хочет и проходит через карты сквозняком. Предельное ощущение жизни – это предельное ощущение смысла во всем. Предельно пустой смысл – это карта. Но такая пустота – яснейшее освобождение от Иллюзии. Пусть на секунду, но – освобождение.

Что может не понравиться в фильме

Провалы в сюжетных построениях, которые не имеют ничего общего с нормальными сказочными провалами. «Объяснить», что жена изменяет, и нужно срочно уехать – недостаточно. Если этот герой потом опять появляется в кадре, нам нужно знать, что там было с его женой на самом деле. Если не нужно знать, тогда пусть он больше не появляется. Но тогда пусть и исчезнет он по-сказочному, или хотя бы с иррациональным настроением, как, например, у ребят-наркоманов из той же подворотни. С другой стороны, кое-в чем как раз отсутствует сюжетная необходимость. Количество экранного времени и внимания зрителя, приуроченного к бенефису наркоманки-сквоттерши в заброшке – оно зачем столько? Мулю так ищем? Если честно, не понятно, почему именно так. В сказке не бывает героев без функций. А это кино правда очень похоже на сказку. Так зачем ее делать похожей на поток сознания европейского авангарда? Заброшка и первый ее обитатель действительно хороши. Но если хочется в сказочный сюжет воткнуть настроение, вначале следует вкрутить функциональный элемент – контейнер, и позаботиться, чтобы он не выглядел для сюжета лишним.

Солнцу

Что может понравиться в фильме


Сочетания карт сразу включают механизм ориентировки (видение). Вы еще не сделали свой ход, а игра уже началась!

Момент входа в игру пусть лучше останется незаметным для зрителя. Ведь человек обычно не помнит, как попал в этот мир. Хороший сценарист делает точку отсчета неразличимой, его намерения скрыты, они относятся к иному измерению. Это измерение можно уловить, но не выявить. В хорошем сценарии сущее определяется через движение, через взаимоотношения, но координат у источника сущего нет. Колебания тел создают видимый мир, но источник этих колебаний, источник магнитного поля, не сопряжен с функцией сомнения. Обесточив свой страх, человек попадает в точку отсчета самого нужного для него сценария. Требуется такая игра, чтобы по ходу стало понятно: страх нельзя исключить, его нужно именно обесточить. Поэтому, возможно, действительно, без бандитов с их пистолетами и рытьем могил не обойтись.

Что может не понравиться в фильме

Мизансцены не выстроены. Герои часто статичны, нет взаимодействия тел, поз и т. д.

Луне

Что может понравиться в фильме


Ощущение смазанности жизни (сновидение). Карты появляются везде. В каждой женщине видишь одну из четырех карточных дам. Человеческий мир появляется и исчезает на игральном столе, но беспокойство не исчезнет, пока не примешься за вскрытие контекста «над столом». Кто или что тут вообще играет, чёрт его разберет.

Люди ведь получают от карты не столько смысл, сколько успокоение. Уверенность в своем контроле над иррациональным. А предложите им отбросить карты.

Иррациональное беспокойство накапливается в полноценное ощущение – иррациональности жизни. Люди должны знать, с чем имеют дело, и что от них требуется в этой ситуации.

Детали держатся вниманием автора. Что он видит, то и есть. Это внутреннее ощущение хорошо передавал Тарковский. У Иньярриту в «Выжившем» таким предстает тот странный индейский дом. Сколько такого «своего» автор сможет удержать в потоке деталей? Тренируем объемное внимание, накручивающее силу.

Что может не понравиться в фильме

Гроб в телеге – хорош, но крышка слетела халтурно. Нет тотальной веры автора в свой «внутренний магнетизм», способный скреплять несбыточные картинки. Не пускать человека (автора прежде всего) в нарратив – в моменты, когда игра требует от него иррациональных действий, особенно – иррациональных.

Марсу

Что может понравиться в фильме


Играть начинают с раздачи. Но перед этим есть предвкушение (ощущение), брожение жизни, которое лезет из кастрюли наружу. Растравленные души, жизненные соки, ищущие глаза. Погружение в среду, которую не можешь контролировать, но куда можешь влить свою волю: остаться жить для следующих раздач.

Что может не понравиться в фильме

Не проработаны персонажи, нет ни характеров, ни архетипов. Актеры играют не характер, а текст. Три главных героя задуманы на отлично, а со всеми остальными – проблемы. Даже с Батей что-то не то. На крыше он похож на неприкаянного голубя. В нем нет силы. Если остранять, можно было дать его ближе к земле, есть, например, болотный ясень, который живет под водой и который в финале может заварить всем чаек из этой своей воды. Тот, кто в сказке направляет других, должен быть ближе к земле, обитать там, где вьются корни, откуда расходятся грибницы, пути людей.

В картах есть сила. Это не иллюзия, это настоящая сила, которая находится в «точке внутри», точке образа. Знаки карт способны стать внутренним ориентиром для накопления силы. Нельзя лишать такой возможности зрителя.

Зрителю нужно помогать искать внутри себя соответствующий правильный образ, чьи атрибуты верны, эффективны в действии. В героях, в ситуациях, зритель ведь ищет себя. Или если не себя, то хотя бы то, что в нем отзовется как свое. Архетип, который уже открылся в его жизни. Или по которому он тайно скучает.

Меркурию

Что может понравиться в фильме


Стиль, выражение индивидуальности (разговор), создаваемые через нарратив и игровое поведение героев. Вопросы: «Кто ты есть? И что тебя отвлекает от того, кто ты есть?», «Каким тебя видят и каков ты на самом деле – в своем прямом видении?» Примеры того, как каждый находит себе дело «по шапке». Сдвинутая реальность, ведущая в ощущения сна, где легче воспринять знак как личный смысл, как послание оракула.

Что может не понравиться в фильме

Нет решения по монтажу, по сочетанию ритма монтажа с ритмом нарратива, нет логики в применении разных стилей, эффектов монтажа, скачков, в определении мест перехода на параллельный монтаж и т. д.

Юпитеру

Что может понравиться в фильме

Автор не занимается «плетением» сюжета, он оформляет события как раздачу карт. Скажем, фильм – это игра в дурака, отдельная партия. Автор занят колодой, он тасует ее перед игрой, но за то, какие карты с какими встретятся в игре, он уже не очень-то и отвечает. Занятное ощущение, интересная позиция, жаль только, что в кино она не работает. Работает в какой-то другой форме, которую еще не придумали. Попытка отдать контроль над художественным произведением сама по себе еще не означает попытку передать этот контроль зрителю, и тем более она не означает попытку превратить зрителя в героя, но всё начинается с ощущения, ощущения правды, что так сделать нужно, и вот это ощущение, где-то на подсознательном уровне, автор фильма, кажется, задает.

Человек не может контролировать ход событий: ни в фильме, ни в своей жизни, глупо также заниматься предугадыванием будущих ситуаций – вместо того чтобы полностью сконцентрироваться на происходящем, погрузиться в игру здесь и сейчас. Зато человек может научиться видеть «отсечки», не упускать из виду момент, когда пошла новая карта. Пошла не только снаружи, но и внутри. Раздача ведь касается не только карт, но и интерпретаций. Люди привыкли к смене внешних ситуаций, внешних смыслов, которые мир диктует с жесткой очевидностью, а вот смену внутренних смыслов, которую мы задаем себя сами и всё время норовим смягчить, необходимо тренировать. Идея новой раздачи помогает отсечь ненужные, пройденные смыслы.

Как-то туповато это всё звучит, похоже на развивающий курс типа тайм-менеджмента, правда? Это всё потому, что кто-то пытается интерпретировать, ухватить свой кусок пирога. Предлагаем потерпеть, поверить во временный характер трудностей зрителя, который предпринимает честные попытки углубиться в суть увиденного.

Самим своим «механизмом» игра всё время напоминает нам о том, что отсечь можно не только отдельные интерпретации, но и интерпретации вообще.

Мы не можем ухватить всё «целиком», но мы также оказываемся неспособны остановиться в этой тягомотине, в одной нескончаемой попытке всё на свете проинтерпретировать. А нужно уметь останавливаться. Чтобы увидеть, как непослушно наше внимание врезается во всё новые и новые куски «реальности», яркие преимущественно, и пытается прикрутить к ним мысли и слова. Мы всё понимаем отчасти, несмотря на то, что ведет нас стремление понять целиком. Интерпретация, даже самая точная, всегда будет пониманием «отчасти», и мы – глубоко внутри себя – отлично это знаем. Что-то внутри меня (я – где-то внутри себя) владеет тем особым действием, которое дает телу понимание без интерпретаций, но существует и что-то другое во мне, что блокирует действие первого «что-то». Ухватывая моментами прямое понимание, мы не можем овладеть им как действием. Но пока «что-то первое» звучит в нас, мы не можем полностью отказаться от попыток обойти блокировку.

Старший, Средний и Малой – это интерпретации. Но на обход блокировок нацелился, похоже, только Малой. Карты – это помощь в интерпретациях на пути отказа от интерпретаций. Идея карт может помочь исчерпать интерпретации, когда закончатся все раздачи.

Там, где заканчиваются раздачи, возникают точки состояний. Есть такое дело у режиссеров: помогать людям находить точки состояний (хоть бы и через карты), помогать им учиться длить эти точки (в которых энергия обретает качество), перемещаться между точками (двигаться в энергетическом контуре: необходимости или красоты) и находить в этом жизненный смысл. Если остаться в кино с одним своим текстом, описанием, нарративом, магия останется для режиссера только сном, воспоминанием о возможности – но не самим действием.

Нет правильного действия, которое ты умеешь, научился «правильно» делать. Есть единственное правильное действие в текущий момент. Люди хотят получать оправдание своим действиям, обоснование того, что они заняты тем, чем нужно. Карты-смыслы дают такое обоснование. Но важнее другое. Людям можно дать понять, что не получая такого обоснования от мира – в виде совпадений, чудес – стоит начать беспокоиться. То ли они вершат, что от них требуется? Заняты ли они своим делом?

Функция режиссера – создавать объективную необходимость для каждого действия каждого своего героя. Люди должны получать примеры ситуаций для действия, когда «мяч оказывается на их стороне». Зритель занимает сторону героя, и вместе с ним ищет в себе нужное качество, нужное поведение, нужное состояние для действия.

На самом деле, у магии, о которой мы договорились с Юпитером рассказать, четыре плана: от простого к сложному. Три плана задействуются довольно часто – талантливыми, добрыми, честными трудящимися (обычно – незаметно для них самих), а еще людьми, которым уже нечего терять. Четвертый план, четвертая магия, вещь крайне редкая, найти (зафиксировать, понять и научиться длить) эту точку без проводника почти невозможно.

Четыре магии пусть будут четыре масти. Любая магия – это просто реализованное в действии состояние несгибаемого намерения. Но к этому состоянию можно прийти разными путями. Так или иначе описание точек на этом пути будет всего лишь нашей интерпретацией.

Пики. Черный. Совпадения в пространстве и времени. Личная сила, накручивающаяся вокруг тела, обладающего намерением, и накручивающая траектории других, связываемых этим намерением тел.

Крести. Серый, градации серого. Интенсивность как мерцание частоты настройки. Энергия направлена на привлечение смыслов в действии – из разных смысловых контекстов, являющихся планов бытия. Серфинг по чудесам с наращиванием их интенсивности (чудо как совпадение смысловых планов бытия, см. об этом пп. 11-12). Чудо не происходит вне действия героя, оно не может случиться в бездействии, оно прагматически направляет и стабилизирует действие. Бывает, однако, так, что в ходе особенно интенсивного действия возникает флер, игра энергии, в которой Мир дарит человеку совпадения просто так, вне дела, «случайные» совпадения. Особая эстетика, особое переживание красоты.

Бубны. Красный. Человеческий план – его сердце, чувства (каждое конкретное чувство), связывает смыслы, ситуации, миры. События следуют велению сердца (здесь может быть и ответственность, и любовь, и что-то другое). Интенсивность как осознание сути своей человеческой природы, своей, и только своей магии. То, что мы способны выставить Миру как свой – человеческий – вызов. И события в мире подчинятся нашему сердцу, его пути, его сценарию.

Черви. Белый. Если у тебя есть стоящее дело, ты можешь увидеть то, что за сценой. Магия слияния человека с миром. Нет желаний. Нет времени. Но есть сцена. Ты можешь связывать концы с концами на сцене, а можешь обеспечивать действие самого механизма связи – из-за кулис.

Что может не понравиться в фильме

Операторского решения нет, нет игры планами, из-за этого страдает выразительность лиц, глаз, поз. «Маловыразительность» может быть решением, но здесь оно не решение.

Венере

Что может понравиться в фильме

Арттерапия без дураков – это когда вначале отдаешь каждую клеточку своего тела Миру, который вовсе не Бог, и делаешь это радостно, а потом вовлекаешь всё то, что в теле отвалилось, в нужды насущных сущностей. Это могут быть и люди, почему нет. Только это не только люди, служить людям не надо, иначе как раз и окажешься в дураках.

Тут хорошая сущность бродит по фильму в виде человека с воспаленными глазами. Ему веришь. И хочется ему послужить, приобнять как-то. А он всё говорит, и говорит, будто радио какое. Не «нервный», что ли, а головной. Сколько тел он приподнял, их бы ему послушать, в кино они наверняка просились к нему через его дело, через монтаж, через краски и тепло, через чудо. Интересно, он почувствовал себя на монтаже богом?

Не соскочить с ощущения своего абсолютного совпадения с миром, своей абсолютной функциональности, чудесного. Не забеспокоиться, не скакнуть в рефлексию, в мысли, а суметь пройти через мышцы и связки, наполненные страхами, зажатостью, болью памяти, провалиться и быть там – в густой, тягучей энергии, уйти целиком в свои кости, сделать их своей диспозицией, утопая в томлении, которую мы по глупости называем «любовь». Это не любовь – это правда-истина. Это ведь и есть связь с Миром, живая, личная, пронзенная моментом. Мы длим через эту лишенную мыслей тягучесть костей точку своего правильного действия.

Что может не понравиться в фильме

Не используются детали, они не живые. Нужно было дать ананасу силу.

Кету

Что может понравиться в фильме


Искать нужную карту – это искать того внутри себя, кто тащит эту карту.

Когда сталкиваешься с необъяснимым – нет возможности нажать на кнопку, остановить поток, разобраться или просто забыться, нет такой кнопки. Информацию нужно принимать и усваивать, а она всё накатывает и накатывает. Когда ты умираешь – от старости или от любви – это трудно усвоить. Кому-то поможет жадность: это – мое, не отдам, я всё трансформирую в своей кубышке. Справлюсь с тем, что мне дают, и буду действовать через то, что мне дают, погружусь в это целиком, не пытаясь выскочить. Моя Ахамкара. Но если рассказать близкому человеку – оно полегчает. Близкий ничего внутри меня не отнимет, он просто поможет мне растащить вещество. Люди справляются с информацией сообща.

Что может не понравиться в фильме

Нет внутреннего, психологического, рисунка развития речи. Нет правды в речевом поведении, в переходах между темами, интенциями, реакциями и т. д.

Сатурну

Что может понравиться в фильме


Рациональные правила на поверхности иррациональной глубины.

Человек питается энергией смыслов, расчерчивая свою жизнь на ситуации, а ситуации – на смыслы. Это – сетка, вопрос только в том, насколько она крупномасштабна (детальна, подробна). В сетке энергию можно улавливать, поглощать, укрупняя проекцию своим вниманием, а также увеличивая число пересечений в сетке. Кино помогает это делать. Помогает не бояться увеличивать поле энергии, открывать новые ощущения, целые блоки отражающих элементов сознания, которые до этого не были задействованы. И здесь же – ключ к ориентировке в предупреждениях, в предупреждающих обстоятельствах. Чем ближе к опасности в «реальности» (она всё равно игровая, не забываем об этом), тем ближе к подлинной – энергийной – реальности, и тем больше человеком задействуется энергии.

Сетку ситуаций можно взять из кино в свою жизнь. И начать привыкать к себе как к герою.

Что может не понравиться в фильме

Постановка камеры не всегда удачна. Нет контроля над появлением «мусорных деталей», качества композиции, симметрии и т. д. В конце нет первого хода для Старшего и третьего хода для Малóго.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Футболка Diamond

По мотивам «Путешественников» (Travelers)